Mercedes-Benz
в Германии
Mercedes-Benz - это целая эпоха в мировом автомобилестроении, это крупнейший
изготовитель не только престижнейших легковых автомобилей, мощных грузовиков,
но и вместительных и комфортных автобусов. Именно с автобусов и началась
новая эпоха расцвета всего концерна Daimler-Benz, куда вошли все автомобилестроительные
отделения. Отправной точкой можно считать август 1994 года, когда автобусное
отделение Mercedes-Benz предложило компании Karl Kassbohrer, известной
своими автобусами Setra, объединиться и создать крупнейший в Европе
автобусный концерн, захватив и турецкое автобусное отделение Mercedes-Benz.
Так в феврале 1995 года официально был одобрен тройственный автобусный
союз EvoBus GmbH, а в мае 1998 года Daimler-Benz упрочил свое положение,
объединившись с американской корпорацией Chrysler Corporation и создав
пятый по величине транснациональный автомобильный концерн DaimlerChrysler.
Mercedes-Benz, и без того постоянно занимавший первое место в мире по
производству автобусов на всех своих предприятиях, сразу же преодолел
заветную границу в 30000 автобусов в год, к которой пока не может даже
приблизиться ни одна корпорация мира. К сентябрю 2000 года было продано
17900 автобусов - на 31% больше, чем год назад.
В состав союза EvoBus, который с мая 2000 года базируется в Дортмунде, вошли автобусостроительные предприятия Mercedes-Benz в Германии и Турции, немецкая компания Karl Kassbohrer со своими автобусами Setra и ряд кузовных фирм. Как и было определено первоначальным соглашением, сплотив свои финансовые и интеллектуальные ресурсы,фирмы пока продолжат свое собственное развитие, для которого у каждой есть большие производственные возможности. Простым доказательством этого может служить напоминание, что в течение последних 3-5 лет головной немецкий автобусный завод Mercedes-Benz в Мангейме смог полностью переработать всю свою программу, заменив все прежние автобусы, имевшие в обозначении букву "О", на новые модели с собственными именами.
Одной из традиций Mercedes-Benz было создание всевозможных вариантов
автобусов малой и средней вместимости на шасси легких фургонов. С появлением
новой серии Sprinter эта традиция стала развиваться с повышенной скоростью.
На самой фирме Mercedes-Benz на шасси 313CDI и 316CDI с дизельными двигателями
мощностью 129-156 л.с. выпускаются достаточно комфортные и быстроходные
автобусы на 9-11 пассажиров, а вариант 312D предлагается в исполнении
4x4. Для создания автобусов повышенной вместимости и комфортабельности
некоторые немецкие специализированные фирмы используют шасси 412D, 413
и 416CDI мощностью 122-156 л.с. с механической 5-ступенчатой коробкой
передач и колесной базой 4025 мм, на которых устанавливают специальные
кузова вместимостью 10-19 человек с одной или двумя боковыми распашными
или складными дверями шириной до 1,3 м, нормальным или пониженным расположением
кузова. Такие автобусы длиной до 6,6 м и полной массой 4,6 т рассчитаны
на перевозку пассажиров на короткие дистанции, работу на маршрутах в
небольших городах, для индивидуального туризма, доставку инвалидов и
мелких грузов. Второй весьма популярной базой для разнообразных автобусов
средней вместимости является 152-сильное шасси Vario 815D С колесной
базой 4250-4800 мм, на основе которого разные фирмы создают всевозможные
автобусы длиной до 8 м для местного сообщения вместимостью до 27 человек
от высоко комфортных туристских машин и передвижных салонов до утилитарных
комбинированных машин. Наконец, легкие шасси из грузовой серии Atego
1223LJ1228L с моторами мощностью 230-280 л.с., с б-ступенчатой коробкой
передач, пневматической подвеской, всеми дисковыми тормозами с АБС и
колесной базой 5360 мм используются для создания местных рейсовых или
туристских автобусов длиной 10-11 м, полной массой до 12 т и вместимостью
34-40 человек. На изготовлении кузовов для таких шасси специализируются
фирмы Ernst Auwarter, EA KFB Gera, Kowex, Kusters, Kutsenils. Auto Service,
Denolf & Depla и другие.
Первенец концерна EvoBus GmbH, ставший мировой премьерой Франкфуртского
автосалона 2000 года, был создан тем самым простым способом, как описано
выше. Автобус среднего класса Mercedes-Benz Medio для местного сообщения
полной массой 8,2 т с 27 удобными сиденьями и общей вместимостью 40
человек был построен на грузовом шасси Vario с новым дизелем OM-904LA
с турбонаддувом мощностью 150 л.С., удовлетворяющим нормам Euro 3, с
механической 6-ступенчатой коробкой передач, всеми дисковыми тормозами,
задней пневматической подвеской и колесной базой 4250 мм, а его 7,6-метровый
кузов с панорамными стеклами разработала и построила итальянская фирма
Tomassini, включенная в состав EvoBus. Кузов выполнен на стальном каркасе
со стеклопластиковой облицовкой и по своему "фамильному дизайну"
хорошо вписывается в ряд автобусов Mercedes-Benz. В отличие от продукции
мелких кузовных фирм на Medio по заказу предлагаются автоматическая
коробка передач Allison и тормоз-замедлитель Telma, а внутренний полезный
объем кузова и оснащенность атрибутами комфорта намного выше.
Самымзамечательным произведением Mercedes-Benz в области автобусов можно
считать компактную маневренную низкорамную городскую машину Cito, которая
в современном городе выглядит пришельцем из иного мира. Построенный
в 199S году автобус вместимостью 45-65 пассажиров уже выпускается в
Мангейме и теперь курсирует по улицам Франкфурта-на-Майне и Брюсселя.
Его главная особенность таится в епроницаемом со стороны заднем отсеке,
из которого видны лишь ведущие колеса с односкатными шинами. В его верхней
части поперечно размещен 4-цилиндрОвый дизель OM-904LA мощностью 170
л.с., вращающий лектрогенератор, который подает ток на электромотор
в 85 кВт, смонтированный вертикально на заднем неразрезном ведущем мосту,
повернутом по такому случаю вверх на 90°. Вся передняя пассажирская
часть наглухо отделена от моторного отсека и лишена всех механических
устройств, кроме, пожалуй, органов управления, отопителя, кондиционера,
привода дверей. Высота расположения пола салона над поверхностью дороги
- всего 320 мм. При этом кузов можно собирать из алюминиевых модульных
блоков при помощи болтов или клея, создавая автобусы длиной 8085, 8908
и 9585 мм и полной массой 11.1-12,5 т. По идее задний моторный отсек
- это тоже модуль, который можно снимать и заменять иным, например,
с аккумуляторным приводом или силовым агрегатом, работающим на природном
газе или водородном топливе.
Выпускаемый с 1997 года 12-метровый низкорамный 100-местный городской
автобус Citaro полной массой 18 т и высотой расположения пола над дорогой
320-340 мм привлекает внимание не только принципиально новым для Mercedes-Benz
дизайном, огромными панорамными стеклами, кондиционером в салоне или
креплением сидений к боковинам кузова, но и необычной возможностью устанавливать
предназначенные для нго двигатели, как в горизонтальном, так и в вертикальном
положении. Для 2-дверного варианта Citaro U базовыми являются горизонтальные
рядные б-цилиндровые дизели OM-9Q6hl_A и OM-457hLA рабочим объемом 6,4
и 12,0 л с тремя и четырьмя клапанами на цилиндр, развивающие мощность
231-279 и 252-354 л.с. соответственно. Во втором 3-дверном варианте
Citaro двигатели устанавливаются вертикально (!) в специальном отсеке
в левом заднем углу кузова, обеспечивая ровный горизонтальный пол по
всей длине кузова. Другими особенностями автобуса являются механическая
трансмиссия с электропневматическим выбором ступеней EPS или автоматическая
коробка передач, пневматическая подвеска с электронным управлением,
все дисковые тормоза, новый задний мост портального типа, электронная
программируемая система контроля и управления FPS. С 2001 года автобус
выпускается в 3-осном 15-метровом исполнении Citaro U и в сочлененном
Citaro G длиной 18 м. Одновременно Mercedes-Benz продолжает работу над
своим универсальным автобусом Intrego. рассчитанным в основном на работу
на пригородных и междугородных рейсах. С 2000 года предлагается его
новый 3-ос-ный вариант Intrego L длиной 15 м и вместимостью 69 пассажиров.
В Турции выпускается туристский автобус Turismo мощностью 380 л.с. -
модернизированный вариант серии 0404, а также городские автобусы 0315,
0350 и их туристский вариант 0560.
С конца 1999 года флагманом автобусной программы Mercedes-Benz является
12-метровый туристский Travego модульной конструкции с приподнятым расположением
салона на 44-55 посадочных мест, который приходит на смену известной
модели 0404. В задней части машины могут быть продольно установлены
вертикальный рядный бцилиндровый дизельный двигатель ОМ-457LА или его
горизонтальный аналог ОМ-457hl_A (11980 см!, 354-422 л.с.), а также
мотор ОМ-502LA.V8 (15930 см3, 408-476 л.с.) с индивидуальным непосредственным
впрыском топлива системы PLD. Впервые применено переключение передач
механической 6-ступен-чатой коробки при помощи рычага-джойстика, установленного
на панели приборов, и пневматического усилителя. Имеется вариант коробки
ZF As-Tronic с автоматизированным электронным управлением. Все автобусы
имеют габаритную ширину 2550 мм и два варианта высоты - 3440 и 3710
мм (при одинаковой внутренней высоте салона - 2100 мм), что определяет
обозначения моделей 15RH и 15RHD. С 2000 года выпускается 3-осный 57-местный
вариант 17RHD (6x2) длиной 13.85 м с управляемой третьей неведущей осью
и мощностью двигателей 422-476 л.с. К другим особенностям Travego можно
отнести пневматическую подвеску всех колес (передняя - независимая),
3-скоростной вентилятор системы охлаждения, дисковые тормоза с электропневматическим
приводом, задний ультразвуковой датчик расстояния до препятствия, новую
электронную систему FDR для контроля за действиями водителя и устранения
допущенных им ошибок в минимально короткий срок.
Mercedes-Benz работает над созданием 58-местного городского автобуса
Nebus на шасси 0405N с питанием от топливных элементов общей мощностью
250 кВт, выпускает рамные автобусные шасси 01829 и 01834 с задним двигателем
мощностью 290-340 л.с. Второй мировой премьерой 2000 года стало рамное
2-осное 422-сильное шасси Mercedes-Benz OC500.